ПКПП


УТВЕРЖДАЮ
Директор ГУО 
«Гимназия № 8 г. Витебска»
_____________И.А. Шелопухо


















Паспорт кабинета учителя-дефектолога
на 2024/2025 учебный год.





















Правила пользования кабинетом
Учитель-дефектолог обязан:
-         строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного использования электрооборудования, санитарные правила, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены;
-         по окончании рабочего дня проверять закрытость окон, отключение электрических приборов;
-         ежедневно проводить проветривание кабинета;
-         содержать оборудование в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;
-         выполнять требования, связанные с охраной и укреплением здоровья детей;
-         вести необходимую документацию.
Учителю-дефектологу запрещено:
-         удлинять продолжительность занятий с детьми и сокращать перерывы между ними;
-         оставлять детей в кабинете без присмотра.
Ключи от кабинета находятся на вахте, у учителя-дефектолога.
Влажная уборка кабинета производится ежедневно.

Требования безопасности во время проведения занятий
в кабинете учителя-дефектолога.
1.       Включить полностью освещение и убедиться в исправной работе светильников.
2.       Проветрить помещение и подготовить к работе ТСО.
3.       Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете соответствует установленным нормам САНПиН.
4.       Убедиться в том, что все стационарное оборудование закреплено во избежание травматизма детей.
5.       Соблюдать порядок и не загромождать рабочее место посторонними предметами.
6.       Для поддержания здорового микроклимата следует проветривать помещение, не допускать сквозняков.
7.       Продолжительность занятий не должна превышать норм, установленных САНПиН.
8.       При изготовлении наглядных пособий, дидактического материала не использовать вредных для здоровья и жизни детей ядовитых веществ, стекла, проволоки, иголок и т. д.
9.       При длительной работе на компьютере с целью снижения утомления делать перерыв на 10-15 мин.
10.  При возникновении пожара немедленно эвакуировать детей из здания.
11.  При получении учащимся травмы, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в лечебное учреждение.
Соблюдение норм САНПиН в кабинете учителя-дефектолога



2020/2021
1.
Правила техники безопасности
соответствует
2.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм
соответствует
3.
Состояние мебели
хорошее
4.
Состояние кабинета в целом (пол, стены, окна)
хорошее
5.
Режим проветривания
10.25 – 10.35
11.15 – 11.25
12.00 – 12.10
13.35 – 13.45
14.35 – 14.45
15.35 – 15.45
16.30 – 16.40

Краткое описание кабинета
Кабинет пункта коррекционно-педагогической помощи расположен на втором этаже. Освещение естественное, четыре окна, четыре потолочных светильника, что способствует хорошему освещению в темное время суток. Кабинет оснащен современным оборудованием и обеспечен необходимым наглядным учебно-методическим и дидактическим материалом. В кабинете проводятся индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия с учащимися 1-3-х классов.
В кабинете предусмотрено одно место педагога и восемь рабочих мест для занятий с учащимися.
Ответственный за кабинет: учитель-дефектолог Головач Ирина Олеговна. Образование – высшее, 1 квалификационная категория. Педагогический стаж работы – 12 лет. Стаж работы в данном учреждении – 7 лет.

График работы в пункте коррекционно – педагогической помощи


Мусиенко
Лидия Анатольевна
Головач
Ирина Олеговна
Понедельник
9.00 – 14.00
12.00 – 17.35
Вторник
10.00 – 14.00
12.20 – 16.00
Среда
9.00 – 13.00
12.30 – 15.35
16.10 – 17.45
Четверг
9.00 – 14.00
13.30 – 16.20
Пятница
9.00 – 14.00
12.30 – 17.35
Консультация

Первая среда месяца в 13.00
Первый четверг месяца в 13.00


Описание функциональных зон
Помещение кабинета условно разделено на функциональные зоны:
-         учебная зона;
-         зона методического сопровождения;
-         зона коррекции звукопроизношения;
-         зона развития речевого дыхания;
-         зона развития лексико – грамматической стороны речи;
-         зона развития фонематического слуха;
-         зона развития мелкой моторики;
-         релаксационно – игровая зона; 
-         зона ТСО.

Основные направления работы, проводимой в логопедическом кабинете
-         Логопедическое обследование;
-         составление индивидуальных маршрутов логопедического сопровождения и планов работы;
-         проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
-         консультирование педагогов и родителей;
-         ведение документации.

Анализ работы кабинета за 2023/2024 учебный год

В 2023/2024 учебном году в ПКПП было зачислено 44 ребёнка.
Диагноз
Всего детей
Артикуляторно-фонематическая дислалия
2
Акустико-фонематическаядислалия
1
Нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
3
Трудности формирования навыков письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи
17
Акустическая дисграфия обусловленная недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи
10
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи
9
Стёртая форма дизартрии. Фонетико – фонематическое недоразвитие речи
1
Артикуляторно – фонематическая дислалия. Стёртая степень дизартрии
1

В рамках диагностического направления совместно с педагогом- психологом Барановской Т.А. с 01.09. по 15.09. проводилась диагностика поступивших в школу учащихся с целью определения уровня развития вербальных процессов, психических функций и состояний.
С 1-го по 10-е сентября проходило собеседование учителя- дефектолога гимназии с коллегами детских садов №100, №101, ЦР№2 с целью осуществления преемственности в диагностике и коррекции нарушений у детей.
Проводилось знакомство с семьями детей, собиралась информация о раннем развитии ребёнка. По итогам диагностики на каждого ребёнка заводилась карта обследования, в которую, совместно с психологом, заносились данные об уровне развития речи, психических функций, моторики, а также направления и результаты коррекционной работы.
В соответствии с заключениями ВГЦКРОиР, характером и степенью нарушения, учётом возрастных особенностей были сформированы группы и подгруппы учащихся с ОПФР, составлен график индивидуальных занятий.
Результаты работы за прошедшей период: 27 учащихся закончили обучение с заключением речь в норме и речь максимально исправлена; 16 учащихся продолжают обучение; 1 учащийся отчислен из ПКПП.
В 2019/2020 учебном году велась большая работа по оформлению кабинета, обновлению материально – технической базы,  а именно:
-         подключение к сети Интернет;
-         приобретение телевизора;
-         модернизирнизация и обновление раздаточного материала;
-         изготовление наглядных пособий и дидактических игр.
На протяжении прошедшего учебного года велась работа с родителями. С этой целью был организован дефектологический всеобуч,  который знакомил  с причинами, особенностями проявления и путями устранения различных нарушений в развитии ребенка.
Велась  продуктивная работа с учителями начальной  школы при:
-         составлении расписания коррекционных занятий;
-         посещении уроков, заседаний методического объединения, родительских собраний.
В декабре 2019 года  логопеды выступали на педагогическом совете с докладом «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога». На протяжении учебного года были активными участниками  районных  и городских МО  учителей-дефектологов. Постоянно работали над самообразованием. С этой целью посетили следующие семинары:
-         «Логопедическая работа при моторной алалии». Автор С.М. Томилина;
-         «Активация лексики и коррекция аграмматизмов у детей с тяжёлыми нарушениями речи». М.И. Лынская;
-         «Логопедическая коррекция межзубного сигматизма и искажённого произношения звуков». Н.В. Лабутина;
-         «Традиции и инновации в постановке звуков у детей с дизартрией». А.В. Сосновская.
Все это  помогло Мусиенко Л.А. повысить квалификационную категорию (первая).
Выводы.
Таким образом, работу ПКПП ГУО «Гимназия № 8 г.Витебска» в 2024/2025 уч. г. можно считать удовлетворительной.
        
Оснащение кабинета:

№ п/п
Наименование средств обучения оборудования, мебели
Количество
1.
Стол учительский
1
2.
Столы ученические
4
3.
Стулья ученические
9
4.
Стул учительский
1
5.
Доска учебная настенная
1
6.
Корзина для мусора
1
7.
Шкаф для хранения документации, методических материалов, педагогической литературы
3
8.
Телевизор
1
9.
Компьютер
1
10.
Ноутбук
1
11.
Стеллаж для дидактических пособий
1
11.
Полки для наглядных материалов
3
12.
Световой планшет для рисования песком
1
13.
Настенное зеркало
1
14.
Ковёр
1
15.
Жалюзи вертикальные
2
16.
Лампа настольная
1
17.
Часы
1
18.
Журнальные столы
2
19.
Стенд «Логопедический кабинет»
1
20.
Стенд государственной символики
1
21.
Стенд для родителей
1
22.
Кулер с водой
1










План работы кабинета на 2023/2024 учебный год

№ п/п
Содержание работы
Сроки выполнения
1.
Обследование речи и письма учащихся 
Сентябрь
2.
Зачисление обучающихся, нуждающихся в коррекционно–педагогической помощи, комплекто-вание групп, подгрупп для занятий. Составление расписаний занятий
Сентябрь
3.
Оформление документации учителя-дефектолога
Сентябрь
4.
Выступление на методическом объединении учителей  начальных классов  «Результаты  логопе-дического обследования»
Октябрь
5.
Оформление стенда «Ответы на вопросы родителей»
Октябрь
6.
Работа над темами по самообразованию.
В течение года
7.
Изучение новинок учебно-методической литературы.
В течение года
8.
Родительское собрание: «Роль взрослых в развитии речи учащихся».
Октябрь
9.
Проведение консультаций для родителей. Подбор материалов консультативной направленности по заявленным темам
В течение года
10.
Обновление наглядных пособий для ведения логопедических занятий.

В течение года
11.
Замена папок для хранения методических пособий. Систематизация материала по темам, обновление каталога.
Ноябрь
12.
Изготовление игр и приобретение пособий для развития психических функций и мелкой моторики (шнуровки, шарики су-джок, световой планшет для рисования песком)
Ноябрь
13.
Составление графика работы и расписания на 2 полугодие, отчисление детей, исправивших нарушения, зачисление учащихся, нуждающихся в коррекционной помощи.
Декабрь
14.
Оснащение кабинета ТСО: телевизор, ноутбук, компьютер
Январь
15.
Выставка новинок логопедической литературы для учителей и родителей.
Февраль
16.
Разработка методических рекомендаций, дидактических пособий для родителей по теме«Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»«Играем пальчиками и развиваем речь»
Февраль
17.
Посещение уроков учителей
В течение года
18.
Проведение открытых занятий для учителей и родителей
Март
19.
Посещение платных семинаров в Минске по коррекции дисграфии
Март
20.
Подготовка документации для детей, направленных на ПМПК.
Апрель-май
21.
Родительское собрание с родителями будущих первоклассников.
Май
22.
Анализ работы за учебный год. Подведение итогов работы. Отчет.
Май





























Перспективный план развития кабинета

№ п/п
Направления деятельности кабинета
Учебный год
2022/2023
2023/2024
2024/2025
1.
Обновление информационных стендов


Сентябрь- декабрь
2.
Замена компьютерного стола и стула

Сентябрь- октябрь

3.
Улучшение материально–технического оснащения: покупка массажных ковриков, доски Сегена, лэпбуков


Январь-май
4.
Работа над озеленением кабинета
В течение года
5.
Приобретение интерактивной доски


Декабрь
6.
Пополнение кабинета современной методической литературой и компьютерными программами

Ноябрь-январь

7.
Проведение мастер-класса  для участников образовательного процесса по теме «Автоматизации звуков»
Сентябрь


8.
Создание банка презентаций по лексическим темам.

Май


9.
Расширение  тематики накопительных папок, пополнение их содержания
В течение года
10.
Покупка современных материалов для качественной диагностики детей.

Декабрь- март

11.
Изготовление сухих бассейнов
Апрель













Документация кабинета

1.       Заключения ГУО «ВГЦКРОиР», на каждого обучающегося, зачисленного в ПКПП.
2.       Заявления законных представителей обучающихся, зачисленных в ПКПП.
3.       Приказ руководителя учреждения образования о зачислении обучающихся в ПКПП.
4.       Приказ руководителя учреждения образования об отчислении обучающихся из ПКПП.
5.       Журнал учёта обследованных и зачисленных в ПКПП.
6.       Годовой план работы учителя – дефектолога, утверждённый руководителем учреждения образования.
7.       Расписание занятий учителя – дефектолога, утверждённое руководителем учреждения образования.
8.       График проведения консультаций учителя дефектолога с родителями.
9.       График проведения консультаций учителя – дефектолога с педагогами.
10.  Аналитический отчёт за год.
11.  Речевые карты.
12.  Планы коррекционно – педагогической помощи на каждую группу, подгруппу, индивидуальные, утверждённые руководителем учреждения образования.
13.  Журнал учёта проведённых занятий и посещения их обучающимися.
14.  Рабочие тетради детей.
15.  Ежедневные планы работы.
16.  Паспорт кабинета.
17.  Портфолио учителя – дефектолога.
18.  Папка по самообразованию.
19.  Мониторинг результативности коррекционно – педагогической помощи детям с ОПФР за предыдущий год.
20.  Список детей с ОПФР, нуждающихся в ПКПП.
21.  Список детей, зачисленных на ПКПП, утверждённый директором ЦКРОиР, подписанный директором, учителем – дефектологом с печатью.
22.   Список детей, отчисленных из ПКПП, утверждённый директором ЦКРОиР, подписанный директором, учителем – дефектологом с печатью.
23.  Список детей исправивших нарушения в ПКПП, утверждённый директором ЦКРОиР, подписанный директором, учителем – дефектологом с печатью.




Диагностический материал
для комплексного обследования учащихся
1.       Диагностика устной и письменной речи у учащихся 1 – 4 классов.
2.       Альбом по развитию речи – В.С. Володина.
3.       Альбом для логопеда – О.Б. Иншакова.
4.       Логопедические карточки для обследования звукопроизношения детей и слогового состава слов.
5.       Логопедические карточки для обследования лексико– грамматического строя и связной речи детей.
6.       Диагностический комплект для обследования младших школьников.

Материал для работы над звукопроизношением
1.       Картотека наглядного материала для автоматизации и дифференциации звуков (на все звуки).
2.       Логопедическая тетрадь на звуки «С», «Сь»
3.       Логопедическая тетрадь на звуки «З», «Зь»
4.       Логопедическая тетрадь на звуки «Ч», «Щ»
5.       Логопедическая тетрадь на звуки «Л», «Ль»
6.       Логопедическая тетрадь на звуки «Р», «Рь»
7.       Логопедическая тетрадь на звуки «Ж», «Ш»
8.       «День рождения Р. Логопедические упражнения» - И.В. Баскакина, М.И. Лынская
9.       «Приключение Жужжалочки и Шипелочки. Логопедические упражнения» - И.В. Баскакина, М.И. Лынская
10.  Дидактичекий материал на липучках для автоматизации звуков «Р», «Рь»
11.  Дидактичекий материал на липучках для автоматизации звуков «Л», «Ль»
12.  Дидактичекий материал на липучках для автоматизации звуков «Ш», «Ж»
13.  Картинный и речевой материал для работы над звуко-слоговой структурой и звуконаполняемостью.
14.   Карточки для автоматизации звуков в чистоговорках, тексте
15.  Речевой материал для автоматизации звуков у детей «Логопедические скороговорки и считалки»
16.   Игры с прищепками для автоматизации и дифференциации звуков «С - З», «Ж - Ш», «Л - Р», «С - Ш», «З – Ж»
17.  Игры с прищепками «Найди лишнее»
18.  Комплексы артикуляционной гимнастики.
19.  Картинки-символы артикуляционных упражнений.
20.  Пособие «Волшебный фонарик» для автоматизации звуков:
- Звук «Л» «Что в холодильнике?»
- Звук «Ж» «С чем пирожок?»
- Звук «С» «Съедобное, несъедобное»
21.  Пособие для автоматизации звука «Ж» «Что у жука под крылышками?»
Материал для работы над речевым дыханием
1. Набор пособий для работы над речевым дыханием:
- оборудование для проведения дидактических игр (рамки, султанчики, вертушки...);
- мыльные пузыри;
- дудочки;
- картинки-символы для выработки фонационного выдоха.
2. Пособия для работы над ритмической стороной речи.
- барабаны;
- набор речевых игр «Речь + движение».
3. Пособия для работы над просодикой.
4. Пособия для формирования фонематического слуха.
- звучащие игрушки
- картинки-символы звуков (демонстрационный и раздаточный материал)

Материал для работы над лексико-грамматическим строем речи
1.       Пособие «Развиваем речь».
2.       Материал для усвоения категории числа («Один -  много»)
3.       Материал для усвоения категории рода («Какая? Какой? Какое?»).
4.       Материал для усвоения предложно-падежных конструкций.
5.       Картинки-схемы предлогов.
6.       Материал для согласования числительных с существительными («Сосчитай»)
7.       Карточки картинки с заданиями:
-подбор слов антонимов и синонимов;
-образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
8.       Пособие на развитие лексики, грамматики «Подумай»
9.       Пособие «Развиваем речь»
10.  Пособие с «Волшебным фанариком» «Какое варенье?»
11.  Пособие «Домашние животные».
12.  Пособие «Чудо - дерево»
13.  Игры для закрепления обобщающих понятий («Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Подбери картинку»).
14.  Раздаточный материал по лексическим темам:
- школьные принадлежности
- поры года
- рыбы
- посуда
- инструменты
- насекомые
- грибы
- птицы
- игрушки
- ягоды
- транспорт
- цветы
- фрукты
- животные
- овощи
      15. Пособие «Грамматика в картинках»
      16. Настенный календарь природы
Материал для формирования связной речи
1.     Пособие «Подбери слова к рассказу»
2.     Серии сюжетных картин.
3.     Опорные картинки для составления сюжетных рассказов.
4.     Сюжетные картинки с проблемным сюжетом.
5.     Стихи, сказки, загадки, пословицы.
6.     Схемы для составления описательных рассказов.
7.     Опорные картинки для составления рассказов о временах года.
8.     Детская литература
9.     Тетрадь «Рассказы о временах года»
10.                     Фонетические рассказы с картинками (на все звуки)
11.                      Рассказы цепной структуры
12.                      Пособие «Учимся рассказывать и пересказывать»
13.                      Опорные схемы для составления описательных рассказов
Материал для развития фонематического слуха
1.       Пособие «Составь звуковую схему»
2.       Игра «Расшифруй слова»
3.       Пособие «Составь слова по первым буквам картинок»
4.       Логопедическое лото
5.       Игры и упражнения на развитие фонематического слуха
- «Четвёртый лишний»
- Различение близких по звуковому составу слов
- Различение одинаковых по высоте, силе и тембру звукокомплексов
6. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков.
    7.Предметные картинки на дифференциацию звуков.
    8. Тексты на дифференциацию звуков.





Материал для коррекции письма и чтения
1. Веера: « гласные и согласные»(6 штук»), «звонкие и глухие согласные»(6 штук).
2. Ефименкова Л.Н.» Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха»:
- дифференциация а-я
- дифференциация о-у
- дифференциация а-о
- дифференциация у-ю
- дифференциация э-е
-дифференциация и-у
- дифференциация ы-и
- дифференциация о-ё
- дифференциация ё-ю
- дифференциация ч-щ
- дифференциация б-п
- дифференциация д-т
- дифференциация п-т
- дифференциациять-ч
- дифференциация ц-ч
- дифференциация л-р
- дифференциация с-щ
- дифференциациял-м
-дифференциация з-ж
- дифференциация д-б
- дифференциация ж-ш
- дифференциация с-щ
- дифференциация с-з
- дифференциация в-ф
- дифференциация г-к
3.Индивидуальные карточки и упражнения по темам:
- родственные слова
- антонимы
- синонимы
- омонимы
- предлоги
- приставки
- разделительный мягкий знак
4.Логопедические тетради для коррекции письменной речи.
5. Разрезная азбука (демонстрационный материал для усвоения букв).
6. Касса букв и слогов.
7. Демонстрационный и индивидуальный раздаточный материал для усвоения звуко-слогового анализа.
8. Демонстрационный материал для работы над предложением.
9. Пособия для работы над понятиями «Слог» и «Ударение» (демонстрационный материал, игры «Ударение», «Делим на слоги»).
10. Комплект тренажёров «Русский язык на пять»
11. Комплект многоразовых карточек «Я учу буквы»
12. Комплект многоразовых карточек «Я учусь читать»
13. Дидактическое пособие «Чтение с крышками»
14. Деформированные тексты
15. Пособие «Домик звуков»
16. Познавательная игра – лото «Чтение»
17. Развивающая игра «Продолжи слова»

Материал для развития мелкой моторики
1.       Картотека пальчиковых игр с использованием шарика – массажёра и эластичных колец «Су-джок»
2.       Пазлы
3.       Металлический конструктор
4.       Шнуровка «Животные жарких стран»
5.       Бусины
6.       Мелкая азбука
7.       Игры со счётными палочками
8.       Набор геометрических фигур
9.       Комплект разноцветной мягкой проволоки
10.  Мелкие прищепки
11.  Трафареты для рисования

Компьютерные учебные программы
1. «Домашний логопед» (комплект видеозанятий)
2. «Баба Яга учится читать» - интерактивное учебное пособие.
2. «Учимся говорить правильно» -  обучающая игра.
3. Обучающие презентации: «Птицы», «Профессии», «Животные Севера», «Животные жарких стран», «Транспорт» и т.д.














Научно – методическая литература

1.       Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. — Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).
2.       Анцух, М.В., Ковалевская,  Н.И. Работа над ошибками на уроках русского языка / 3-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004. – 50, (2) с.
3.       Архипова, Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е.Ф. Архипова. – 2 – е изд., испр. – М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. – 123, (5) с.: (Библиотека логопеда)
4.       Барбушина, С.Г. Учимся грамотно писать: тетрадь по русскому языку для 3 класса: пособие для учащихся учреждений общ. сред. Образования в 2 ч. Ч. 1 / С.Г. Барбушина. – 5 – е изд., перераб. – Минск: Новое знание, 2017. – 80 с.: ил.
5.       Барбушина, С.Г. Учимся грамотно писать: тетрадь по русскому языку для 3 класса: пособие для учащихся учреждений общ. сред. Образования в 2 ч. Ч. 2 / С.Г. Барбушина. – 5 – е изд., перераб. – Минск: Новое знание, 2017. – 80 с.: ил.
6.       Бобровская, Н.И. Профилактика оптической дисграфии у учащихся с ОВЗ [Текст] / Н. И. Бобровская // Логопед. — 2015. — №9. — С. 80-83.
7.       Бортникова, Е.Ф. Составляем рассказы по картинкам (для детей 5 -6 лет). Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Литур - К», 2014. – 32 с.
8.       Володина, В.С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009. – 96 с.
9.       Грабчикова, Е.С. Русский язык. Опорные таблицы и схемы: 2-й кл. / Е.С. Грабчикова. – 2 – е изд. – Минск: Пачатковая школа, 2012. – 36 с.: ил.
10.  Грабчикова, Е.С. Рабочая тетрадь по русскому языку: 3-й кл.: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования / Е.С. Грабчикова, А.В. Верниковская. – Минск: ЮниПрессМаркет, 2014. – 112 с. – (Серия «Рабочие тетради»).
11.  Гимпель, И.А. Сборник диктантов и итоговых комбинированных контрольных работ по русскому языку: 2 – 4 кл.: / И.А. Гимпель. – Мн.: Изд-во Юнипресс, 2005. – 224 с.
12.   Епифанова О.В. Автоматизация и дифференциация звуков: упражнения, задания, игры для детей 6 – 9 лет / сост. О.В. Епифанова, - Изд. 2 –е. – Волгоград: Учитель. – 179 с.
13.  Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов
14.  Ефименкова, Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. – 239 с.: ил.
15.  Жилич, Н.А. Памятка по работе над ошибками по русскому языку / сост. Н.А. Жилич. – 10-е изд. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 24 с.
16.   Зубарева, Л.В. Развитие словесно – логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения / авт.сост. Л.В. Зубарева. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 99 с.
17.   Зуева, Л.Н., Шевцова, Е.Е. Настольная книга логопеда: справ. – метод. Пособие / авт. – сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 398, (2) с. – (Библиотека логопеда)
18.   Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова.- 2-е изд., испр. И доп. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 279 с.: ил.
19.  Кобзарева, Л.Г., Резунова, М.П., Юшина, Г.Н. Практический материал для занятий по развитию речи детей с ОНР. Практическое пособие для логопедов – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012. – 128 с.
20.  Ковалевская, С.С. Русский на отлично: тетрадь для проведения стимулирующих занятий по русскому языку. 2 кл. В 2 ч. Ч. 1 / С.С. Ковалевская, С.Я. Кострица. – 3 –е изд. – Мозырь: Содействие, 2014. – 76 с.: ил.
21.   Ковалевская, С.С. Русский на отлично: тетрадь для проведения стимулирующих занятий по русскому языку. 2 кл. В 2 ч. Ч. 2 / С.С. Ковалевская, С.Я. Кострица. – 3 –е изд. – Мозырь: Содействие, 2014. – 76 с.: ил.
22.   Коваленко, О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. пособие ( О.М. Коваленко – М.: АСТ: Астрель, 2005. – .... с., – (Библиотека логопеда)
23.  Коноваленко, В.В. Парные звонкие – глухие согласные З-С. Альбом графических, фонематическмх и лексико – грамматических упражнений для детей 6 – 9 лет / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 32 с.
24.   Коноваленко, В.В. Парные звонкие – глухие согласные В-Ф. Альбом графических, фонематическмх и лексико – грамматических упражнений для детей 6 – 9 лет / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 32 с.
25.   Коноваленко, В.В. Парные звонкие – глухие согласные Б-П. Альбом графических, фонематическмх и лексико – грамматических упражнений для детей 6 – 9 лет / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 32 с.
26.   Коноваленко, В.В. Парные звонкие – глухие согласные Ж-Ш. Альбом графических, фонематическмх и лексико – грамматических упражнений для детей 6 – 9 лет / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 32 с.
27.  Косинова, Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи
28.   Кочеткова, Н.А. Я различаю буквы о —а, сходные по написанию: альбом ученика / Н.А. Кочетко¬ва. — М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2005. — 40 с.
29.   Лагун, Н.Е. тетрадь для проведения поддерживающих занятий по русскому языку / Н.Е. Лагун. – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2014. – 48 с.
30.   Левкина, Л.В. Русский язык: подсказки на каждый день: Правила. Понятия. Примеры / Л.Ф. Левкина. – Минск: Аверсэв, 2012. – 94 с.: ил. – (Урок в начальной школе).
31.   Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
32.   Парамонова, Л.А. Развивающие занятия с детьми. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 1002 с.
33.   Поваляева, М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. / М.А. Поваляева. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 608 с.
34.  Пожиленко Е. А.  Энциклопедия развития ребенка: Для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей. — СПб.: КАРО, 2006. — 640 с.
35.   Полякова, М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.: ил. – (Внимание: дети!)
36.  Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно – методическон пособие. – СПб.: КАРО, 2006 – 240 с.
37.  Пропушняк, Л.В. Буква е букве: тетрадь – тренажёр по рус.яз. для 2 –гокл.: пособие для учащихся учреждений общ.сред. образования / Л.В. Пропушняк. – Минск: Новое знание, 2015. – 112 с.: ил.
38.   Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. – Изд. 3 –е – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 173, (1) с ил. – (Библиотека логопеда)
39.   Пятница Т.В. Дидактический материал для коррекции нарушений письменной речи: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Т.В. Пятница. – Мозырь: Выснова, 2018. – 91, (1) с.
40.   Пятница Т.В. Грамота ?Да!: занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста / Т.В. Пятница. – 6 –е изд. – Мозырь: Белый ветер, 2013. – 124, (4) с.: ил.
41.  Самонова А.А. Дополнительный материал по русскому языку. 2 класс: практикум для учащихся общеобразоват. Учреждений / - 4-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2013. – 34, (2) с.
42.  Самонова, А.А. Русский язык. Курс начальной школы в таблицах и схемах: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования / сост. А.А. Самонова. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 38, (2) с.
43.  Самонова А.А. Самостоятельные работы по русскому языку. 2 класс: практикум для учащихся общеобразоват. Учреждений / - 4-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2013. – 34, (2) с.
44.  Самонова А.А. Самостоятельные работы по русскому языку. 3 класс: практикум для учащихся общеобразоват. Учреждений / - 4-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2013. – 34, (2) с.
45.   Созонова, Н.Н., Куцина, Е.В., рассказы о временах года. Осень (для детей 5 – 7 лет). Тетрадь.–Екатеринбург: ООО «Книгомир», 2010.–32 с.
46.  Смирнова, Л.А. Полный справочник логопеда – Минск: Харвест, 2011. – 384 с.
47.  Столярова, В.В. Весёлый алфавит. Комбинированные развивающие игры и упражнения / В.В. Столярова. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 256 с.: ил. – (Программа предшкольного образования)
48.  Сторожева, Н.А. Слоговая таблица на уроках обучения грамоте: метод. рекомендации: игры и упражнения: дидакт. Материал / Н.А. Сторожева. – 2-е изд. – Минск: Пачатковая школа, 2009. – 8, (16) с.: ил. – (Бiблiятэка «Пачатковай школы»).














Материал для развития мелкой моторики (Шкаф № 1)

1.      Картотека пальчиковых игр с использованием шарика-массажёра и эластичных колец «Су-джок».
2.      Пазлы.
3.      Металлический конструктор.
4.      Шнуровка «Животные жарких стран».
5.      Бусины.
6.      Мелкая азбука.
7.      Игры со счётными палочками.
8.      Набор геометрических фигур.
9.      Комплект разноцветной мягкой проволоки.
10.    Мелкие прищепки.

11.    Трафареты.







Материал для работы над лексико-грамматическим строем речи
(Шкаф № 2)
1.      Пособие «Развиваем речь».
2.      Материал для усвоения категории числа «Один -  много».
3.      Материал для усвоения категории рода «Какая? Какой? Какое?».
4.      Материал для усвоения предложно-падежных конструкций.
5.      Картинки-схемы предлогов.
6.      Материал для согласования числительных с существительными «Сосчитай».
7.      Карточки картинки с заданиями:
-подбор слов антонимов и синонимов;
-образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
8.      Пособие на развитие лексики, грамматики «Подумай».
9.      Пособие «Развиваем речь».
10.    Пособие с «Волшебным фонариком» «Какое варенье?»
11.    Пособие «Домашние животные».
12.    Пособие «Чудо - дерево».
13.    Игры для закрепления обобщающих понятий «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Подбери картинку».
14.    Раздаточный материал по лексическим темам:
- школьные принадлежности;
- поры года;
- рыбы;
- посуда;
- инструменты;
- насекомые;
- грибы;
- птицы;
- игрушки;
- ягоды;
- транспорт;
- цветы;
- фрукты;
- животные;
- овощи.










Материал для формирования связной речи (Шкаф № 3, 4)

1.      Пособие «Подбери слова к рассказу».
2.      Серии сюжетных картин.
3.      Опорные картинки для составления сюжетных рассказов.
4.      Сюжетные картинки с проблемным сюжетом.
5.      Стихи, сказки, загадки, пословицы.
6.      Схемы для составления описательных рассказов.
7.      Опорные картинки для составления рассказов о временах года.
8.      Детская литература.
9.      Тетрадь «Рассказы о временах года».
10.    Фонетические рассказы с картинками (на все звуки).
11.    Рассказы цепной структуры.
12.    Пособие «Учимся рассказывать и пересказывать».

13.    Опорные схемы для составления описательных рассказов.




Материал для развития фонематического слуха (Шкаф № 5)

1.      Пособие «Составь звуковую схему».
2.      Игра «Расшифруй слова».
3.      Пособие «Составь слова по первым буквам картинок».
4.      Логопедическое лото.
5.      Игры и упражнения на развитие фонематического слуха:
- «Четвёртый лишний»;
- Различение близких по звуковому составу слов;

-Различение одинаковых по высоте, силе и тембру звукокомплексов.







Материал для коррекции письма и чтения (Шкаф № 5)

          1. Веера: «гласные и согласные» (6 штук), «звонкие и глухие согласные»(6 штук).
          2.Ефименкова Л.Н. «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха»:
- дифференциация а-я;
- дифференциация о-у;
- дифференциация а-о;
- дифференциация у-ю;
- дифференциация э-е;
- дифференциация и-у;
- дифференциация ы-и;
- дифференциация о-ё;
- дифференциация ё-ю;
- дифференциация ч-щ;
- дифференциация б-п;
- дифференциация д-т;
- дифференциация п-т;
- дифференциация ть-ч;
- дифференциация ц-ч;
- дифференциация л-р;
- дифференциация с-щ;
- дифференциация л-м;
- дифференциация з-ж;
- дифференциация д-б;
- дифференциация ж-ш;
- дифференциация с-щ;
- дифференциация с-з;
- дифференциация в-ф;
- дифференциация г-к.
      3.Индивидуальные карточки и упражнения по темам:
- родственные слова;
- антонимы;
- синонимы;
- омонимы;
- предлоги;
- приставки;
- разделительный мягкий знак.
       4.Логопедические тетради для коррекции письменной речи.
       5. Разрезная азбука (демонстрационный материал для усвоения букв).
       6. Касса букв и слогов.
       7. Демонстрационный и индивидуальный раздаточный материал для усвоения звуко -слогового анализа.
       8. Демонстрационный материал для работы над предложением.
       9. Пособия для работы над понятиями «Слог» и «Ударение» (демонстрационный материал, игры «Ударение», «Делим на слоги»).
       10. Комплект тренажёров «Русский язык на пять».
       11. Комплект многоразовых карточек «Я учу буквы».
       12. Комплект многоразовых карточек «Я учусь читать»
       13. Дидактическое пособие «Чтение с крышками».
       14. Деформированные тексты.
       15. Пособие «Домик звуков».




Материал для работы над звукопроизношением (Шкаф № 6)
1.      Картотека наглядного материала для автоматизации и дифференциации звуков (на все звуки).
2.      Логопедическая тетрадь на звуки «С», «Сь».
3.      Логопедическая тетрадь на звуки «З», «Зь».
4.      Логопедическая тетрадь на звуки «Ч», «Щ».
5.      Логопедическая тетрадь на звуки «Л», «Ль».
6.      Логопедическая тетрадь на звуки «Р», «Рь»
7.      Логопедическая тетрадь на звуки «Ж», «Ш».
8.      «День рождения Р. Логопедические упражнения» - И.В. Баскакина, М.И. Лынская.
9.      «Приключение Жужжалочки и Шипелочки. Логопедические упражнения» - И.В. Баскакина, М.И. Лынская.
10.    Дидактический материал на липучках для автоматизации звуков «Р», «Рь».
11.    Дидактический материал на липучках для автоматизации звуков «Л», «Ль»
12.    Дидактический материал на липучках для автоматизации звуков «Ш», «Ж».
13.    . Картинный и речевой материал для работы над звуко-слоговой структурой и звуконаполняемостью.
14.    Карточки для автоматизации звуков в чистоговорках, тексте.
15.    Речевой материал для автоматизации звуков у детей «Логопедические скороговорки и считалки».
16.    Игры с прищепками для автоматизации и дифференциации звуков «С - З», «Ж - Ш», «Л - Р», «С - Ш», «З – Ж».
17.    Игры с прищепками «Найди лишнее».
18.    Комплексы артикуляционной гимнастики.
19.    Картинки-символы артикуляционных упражнений.
20.    Пособие «Волшебный фонарик» для автоматизации звуков:
- Звук «Л» «Что в холодильнике?»
- Звук «Ж» «С чем пирожок?»
- Звук «С» «Съедобное, несъедобное».

21.    Пособие для автоматизации звука «Ж» «Что у жука под крылышками?»

Материал для работы над речевым дыханием (Шкаф № 7)

1. Набор пособий для работы над речевым дыханием:
- оборудование для проведения дидактических игр (рамки, султанчики, вертушки...);
- мыльные пузыри;
- дудочки;
- картинки-символы для выработки фонационного выдоха.
2. Пособия для работы над ритмической стороной речи:
- барабаны;
- набор речевых игр «Речь + движение».
3. Пособия для работы над просодикой.
4. Пособия для формирования фонематического слуха:
- звучащие игрушки;
- картинки-символы звуков (демонстрационный и раздаточный материал).







МОИ ПОСОБИЯ.























































ИКТ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
Белорусский национальный образовательный Интернет-портал

Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь. На сайте систематизирована информация по вопросам образования лиц с особенностями психофизического развития. Она адресована специалистам, работающим с особенными детьми, родителям и самим детям, имеющим особые образовательные потребности.

На страницах сайта освещены актуальные вопросы современной логопедии и дефектологии в целом. Данный сайт может быть полезен для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста, для логопедов и учителей-дефектологов, а также для студентов.

https://www.defectolog.by/
На сайте вы найдете описания методик, рекомендации по воспитанию и обучению детей, статьи об интересных открытиях в работе.

Образовательный блог о логопедах, логопедии и специальном образовании.
Традиционные, нетрадиционные, авторские и компьютерные методики преодоления заикания, медикаментозные методы лечения заикания.

http://www.logozavr.ru/
На сайте представлены обучающие и развивающие компьютерные игры для дошкольников и младших школьников, компьютерные учебно-методические программы и комплексы для образовательных учреждений, разработанные с участием учителей, логопедов, психологов, воспитателей дошкольных учреждений.

https://www.logoped.ru/
Цель сайта - создание новой информационной среды для логопедов и заинтересованных лиц, повышение профессиональной компетентности логопедов, особенно молодых специалистов. Статьи по дошкольной и школьной логопедии, других областей дефектологии, а также по педагогике и медицине.


http://razvitie-detyam.ru/  
Сайт предназначен для широкого круга пользователей - логопедов, дефектологов, а так же родителей, заинтересованных в исправлении речи своих детей. На сайте представлены: описания речевых нарушений и некоторые способы их коррекции; Материалы о самых современных методах коррекции речи, основанных на использовании компьютерных технологий, а также применении компьютера в специальном образовании; Информация по безопасности работы на компьютере; Статьи и публикации, посвященные вопросам логопедии; Документы, необходимые для работы логопеда; детская рубрика.

http://www.r-rech.ru/
Этот сайт посвящен развитию речи детей от рождения до 10 лет, то есть все упражнения и игры по развитию речи вы можете использовать для маленьких детей, дошкольников, а так же и для младших школьников, выбирая только уровень сложности занятия.

http://www.boltun-spb.ru/
Логопедический сайт для заботливых родителей. Здесь Вы можете узнать: Какие бывают речевые нарушения, Почему они возникают, как решать речевые проблемы

http://logoped18.ru/
Сайт создан для оказания профессиональной помощи родителям детей, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим, задача сайта представить информацию и материалы логопедов, которые в простой, доступной форме помогут освоить родителям логопедические подходы и методы для работы с детьми по преодолению нарушений речи. А также на страницах сайта информация и материалы опытных педагогов помогут молодым специалистам быстрее освоиться с навыками работы, пришедшим работать в школу, в детские сады и медицинские учреждения.

Представлены описания речевых нарушений и некоторые способы их коррекции; материалы о методах коррекции речи, основанных на использовании компьютерных технологий (в частности компьютерной логопедической программы "Игры для Тигры"); информация по безопасности работы на компьютере; статьи и публикации, посвященные вопросам логопедии. Документы, необходимые для работы логопеда.  Хорошие материалы по дисграфии и дислексии, на вопросы отвечает специалист, занимающийся проблемами письма и чтения. На сайте расположен Интернет-магазин, можно приобрести логопедические зонды, ортодонтические товары.

Содержится много полезной информации для логопедов (рубрика для начинающих, строение речевого аппарата, артикуляционная гимнастика, самомассаж, логопедические зонды, методические рекомендации и др.), дефектологов, психологов, а также студентов. Приведены основные документы, регламентирующие деятельность этих специалистов в области образования.

На страницах сайта представлены:  конспекты индивидуальных занятий, советы по постановке звуков, артикуляционная гимнастика, задания по грамоте, упражнения по развитию дыхания. Так же, логопедам будут интересныкнижные новинки, авторский материал — речевой материал для автоматизации звукопроизношения, кроссворды по лексическим темам, стихи, загадки, пальчиковые гимнастики, физминутки.
Для мам на страницах сайта рассказано о причинах речевых нарушений, о центрах помощи детям с проблемами речи, о логопедических играх.

Использование сервиса  http://LearningApps.org  в работе логопеда:
Автоматизация звука [ч]. Формирование навыков звукового анализа.
Дифференциация звуков [ш] - [с] в словах. Развитие фонематического слуха.
Составление слов из лежащих рядом друг с другом букв в сетке. Развитие навыков звуко - буквенного анализа.
Автоматизация звука [л]. Формирование навыков звукового анализа.
Автоматизация звука [с]. Формирование навыков звукового анализа.
Дифференциация звуков [ш] - [с] в словах. Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа.
Дифференциация твердых и мягких звуков. Развитие навыков звукового анализа. Отработка умения правильно обозначать мягкость согласного на письме.
Развитие фонематического слуха, формирование навыков звукового анализа, умения выделять гласный на фоне слова.
Формирование навыков слогового анализа.
Формирование навыков слогового анализа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий